Утилизация в рамках расширенной ответственности производителя


Условия Расширенного обязательства, действующие в России 

Устройство РОП в Российской Федерации  

Понятие экологического сбора 

Какие производители попадают под отчётность в 2020 году? 

Как необходимо организовать процесс утилизации отходов?

Нормативные требования для производителей в рамках РОП 

Контроль и учета за исполнением РОП

Пример расчета норматива утилизации

Способы утилизации, предусмотренные нормативами

Действия при невыполнении установленного норматива утилизации

Изменения в уплате экосбора за 2019 год

Кто освобожден от уплаты экосбора и сдачи отчетности

Как известно, не вся продукция и её упаковка подлежат выбросу после окончания эксплуатационного срока. О том, что утилизация подобных товаров — обязательство производителя (импортёра), прописано в соответствующем документе о расширенных обязательствах. 

Для понимания: Расширенные обязательства производителей (РОП) — норматив, носящий законодательный характер. Выпускаемая продукция, отслужившая срок эксплуатации, вместе с упаковкой должна быть утилизирована производителем.

Данное обязательство распространяется на товары, являющиеся отходами после выхода из строя. На основе Распоряжения Правительства Российской Федерации от 2017 года об утилизации товаров субъектом Расширенного обязательства назначается сам изготовитель или импортёр.  

Не всегда производитель соглашается с условиями Расширенного обязательства и утилизирует продукт самостоятельно. За невыполнение следует наказание в виде начисления и оплаты экологического сбора. На производителей и импортёров возложена ответственность не только за утилизацию негодной продукции, но и за сдачу отчётной документации в конце каждого года. 

Пересчёт фиксированного экологического сбора, изменение законодательства — ежегодная процедура. За отказ от утилизации, неуплату экосбора производитель попадает под административную ответственность. Неоплаченный сбор подлежит взысканию с субъекта РОП. 

Наша компания возьмёт выполнение обязательств РОП на себя. Мы предлагаем адекватные расценки за услуги. Чаще конечная стоимость не достигает и половины суммы экосбора. 

Условия Расширенного обязательства, действующие в России 

Служба по надзору в сфере природоиспользования требует от производителей продукции сдачу документации. Производитель (импортёр) обязан предоставить Росприроднадзору отчёт об успешно проведённой утилизации продукции в определённом количестве с соблюдением нормативов российского законодательства. 

  • Товарная декларация. Сдержит информацию о том, сколько единиц определённой продукции было выпущено в пределах России в прошлом году (До 1 апреля указанного года). 
  • Отчёт о соблюдении условий РОП. Подтверждение, что производитель или импортёр выполнил правила утилизации товаров, утративших потребительские качества. 
  • Начисление экологического сбора (До 15 апреля указанного года). 

В Распоряжении Правительства Российской Федерации от 2017 года прописаны правила утилизации продукции с окончившимся эксплуатационным сроком.

Ежегодно в данные нормативы вносятся правки. Для легкоизвлекаемых товаров, наиболее подлежащих переработке, в Российской федерации установлены самые высокие требования и наценки: 

  1. Гофрированный картон, изделия из бумаги; картонная и бумажная ёмкость (10-я группа). 2019 год — 35%, 2020 год — 45%. 
  2. Гофрированная картонная упаковка (50-я группа). 2019 год — 35%, 2020 год — 45%. 

Устройство РОП в Российской Федерации  

В России продукция проходит несколько этапов от производства до утилизации: 

  • Создание товара;
  • Поступление в оборот;
  • Эксплуатация потребителями;
  • Окончание срока годности, необходимость утилизации;
  • Перевозка отслужившей продукции в специальные места хранения отходов, нелегальные свалки. Как правило, с незаконных свалок продукция развозится по полигонам. 
  • Отходы, подлежащие переработке, отправляются на повторное производство (20% от общего количества). Оставшаяся масса остаётся на полигоне. 

Согласно отечественному законодательству, на средства, поступающие от населения (налоги и т.д.), осуществляется уничтожение нелегальных свалок и погребение отходов на территории полигона. После уничтожения несанкционированной свалки орган местного самоуправления оплачивает услугу средствами из бюджета. Бюджет, в свою очередь, складывается из потребительских вложений. 

Отходная продукция, вывезенная с нелегальной свалки, должна быть погребена на территории полигона. Потребитель «выплачивает» компенсацию за захоронение потенциально ценных материалов для вторичного производства. 

Понятие экологического сбора

С 2015 года производитель (импортёр) несёт ответственность за утилизацию собственной продукции, утратившей потребительские качества (ФЗ №89 от 1998 года, отредактирован в 2014 году).

Список товаров и их упаковки, подлежащих обязательной утилизации, прописан в Постановлении Правительства Российской Федерации от 2017 года. (Указан в разделе «Перечень утилизированной продукции, для которой необходима отчётность по экологическому сбору).

Современное законодательство обязывает производителей сдавать три формы документации по экосбору, а также оплачивать фиксированную ставку. Первые отчёты о проведении утилизации были получены Правительством в 2017 году. Данные актуальны на предыдущий год (2016). 

Какие производители попадают под отчётность в 2020 году? 

Предоставление документации по экологическому сбору обязательно для изготовителей 54-х групп продукции и её упаковки. 

Публикация данных по экосбору также касается: 

  • Изготовителей, чей товар имеет упаковку из материалов, подлежащих утилизации. Например, в пиццерии продукт выпускается в картонных коробках. Обязанность производителя — предоставить отчёт об утилизации картона. 
  • Импортёров, поставляющих продукцию в утилизируемой упаковке. К примеру, поставщики косметических средств. 

Как необходимо организовать процесс утилизации отходов?

Целесообразно создать рабочую схему полного сбора различных остатков продуктов потребления обособленно по группам, в том числе и био отходы. После дополнительной обработки все отбросы должны поступить в реутилизацию.

В конце схемы вторсырье должно служить для изготовления полезной востребованной продукции. Например, биоотходы служат сырьем для получения компоста и биогаза, а другие отбросы будут припасаться до времени нахождения способов их перерабатывания.

Для осуществления этой новой системы уничтожения, переработки отходов необходимо больше затрат в денежном выражении, чем привычное их погребение на мусородромах.

Вспомогательные средства необходимы:

  1. Для подготовки механизма обособленного сбора мусора
  2. Расходы на транспортировку в пункты первичной переработки мусора.
  3. Издержки на этап вторичной качественной переработки вторсырья.
  4. Затраты на уничтожение недоходных материалов.

Таким образом, необходимо ввести полнофункциональную модель расширенной ответственности производителя (РОП), при которой основные издержки по утилизации отходов будут нести производители, а не потребители.

В настоящее время все траты по переработке мусора в Москве и Подмосковье оплачивает частично потребитель, так как они протарифицированы для населения. Вторую часть расходов покрывает региональный оператор. Такая система вскрывает несовершенства нормативной основы в вопросах утилизации отходов.

Нормативные требования для производителей в рамках РОП

Нынешняя РОП предлагает российским производителям два вида ответственности: организовать утилизацию самопроизвольно или оплатить экологический сбор в казну.

Возможность собственными силами организовать утилизацию отходов производителям сейчас представляется тремя способами:

  1. По собственной инициативе индивидуально организует процесс накопления и уничтожения остатков своей продукции.
  2. Производитель может делегировать этот процесс своему подотчетному подрядчику, оплачивая это в полной мере, получая от него ведомости на произведенную работу.
  3. Возможно создание ассоциации производителей для проведения всех требуемых операций по утилизации отходов.

В наши дни нормативные требования РОП позволяют товаропроизводителям только частичную переработку отбросов продуктов собственного изготовления.

В настоящее время действуют два нормативных акта по переработке и уничтожению отходов.

  1. Распоряжение правительства РФ за номеров 2970-р от 28.12.2017 года «Об утверждении перечня товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств»
  2. Распоряжение Правительства РФ за номером 2971-р от 28.12.2017 года «Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров на 2018-2020 годы»

В первом документе отходы произведенных товаров разделены в различные списки по признаку одинаковой схемы переработки остатков продукции. Все производители товара в пластиковой упаковке, входящей в группу под номером 49, обязаны нести отчет по данным видам продукции.

Как видим, здесь присутствует хорошая возможность обойти закон. Производство продукции, например йогурта, в полистироловой упаковке невыгодно для переработчика. В таком случае производчик для отчета может собрать и уничтожить «выгодный», рентабельный мусор.

Второй документ по нормативам утилизации представляет производителям возможность нести ответственность за сбор и переработку отходов своих изделий лишь частично и в облегченной форме.

Не 100 процентов, а только 10 в случае с группой товаров под номером 5 «Белье нательное». Особенность этого нормативного акта состоит в упрощенной возможности для изготовителя заплатить «экологические» взносы в бюджет. Он не обязан организовывать утилизацию носков, маек и трусов.

Большую ответственность по утилизации несут производители товаров в упаковке из картона гофрированного — 45 процентов отходов обязаны они утилизировать. Упаковка из полистирола, ПВХ, пластика имеет более выгодные условия- всего 20 процентов отходов обязаны утилизировать их производители.

Изготовитель самой экологичеки опасной упаковки из пластика обязан собрать и организовать уничтожение, переработку одной пятой части своего мусора. У него есть возможность просто откупиться, заплатив сумму экологического сбора.

Сумма экологических взносов для производителей

Нормативные акты устанавливают сумму экологического взноса для производителей в бюджет страны, исходя из установленных нормативов утилизации (НУ), размеров товаропроизводства и ставки экологичекого сбора (СЭС).

 Сумма экологического сбора высчитывается как произведение НУ и СЭС.

Для производителей нательного белья ставка СЭС -11 791, для изделий в полимерной оболочке -3844. По мнению российских законодателей эти средства должны перекрыть расходы на транспорт, хранение, переработку, захоронение огромного количества мусора по стране. С этим мнением и расчетами категорически не согласны те, кто непосредственно занимается утилизацией и заготовкой вторсырья. Особенно это касается переработки полимеров.

Простые расчеты показывают, что производителям выгодней заплатить экологический сбор.

Контроль и учета за исполнением РОП

Каждый изготовитель обязательно должен предоставлять в Росприроднадзор отчет об исполнении норм по утилизации, если он обеспечивает и оплачивает экологический сбор.

Если производитель предоставляет доказательство, указывающее на исполнение РОП своими силами, то им будет считаться акт утилизации, который выдается утилизатором.

Во время оплаты экологического сбора невозможно выяснить, куда именно направлены деньги.

Одиннадцатый пункт 24.5 закона под номером 89, рассказывающий о производственных отходах и их потреблении, указывает, что денежные средства, которые поступают в бюджет страны в сумме экологического сбора, предоставляются для исполнения норм по уничтожению отходов от применения товаров.

Функция по их уничтожению выполняется изготовителями товарной продукции и импортеров при помощи оплаты величины экологического сбора. Будущий расход этих сумм, поступивших в бюджет государства экологического сбора проводится в порядке, который устанавливается бюджетными законами страны.

До этого закон указывал на то, что использование денежных средств экологического сбора направляется на проведение организации по обработке и уничтожению остатков. Определение рассказывает о порядке проводимого расходования денег, который устанавливается законами страны. Однако, конкретных постановлений в данный момент не существует. Потому, дальнейший способ использования денежных средств, поступивших в бюджет в качестве экологического сбора, остается неизвестным.

Существует несколько проблем современного экологического сбора. Во-первых, это отсутствие контроля за их использованием. Во-вторых, существует проблема отсутствия необходимой информации, когда множество небольших и средних производителей товаров не подозревают, что они считаются субъектами РОП. Именно поэтому они не ведут сбор и утилизацию своей товарной продукции, не оплачивают необходимый сбор.

Кроме того, к субъектам РОП не относятся те, кто ведут торговлю в розницу. Несмотря на этом, они обладают большими объемами упаковки, используемой для фасовки товара на продажу покупателю.

Нужно ли вам отчитываться по экосбору?

Первый шаг. Нужно понять, требуется ли от вас отчет

Если ваше предприятие относится к какой-то их названных ниже групп, то переходите ко второму шагу. Если же нет, то предприятие не имеет обязательств по исполнению нормативов утилизации, внесения оплаты и предоставления отчетов.

  1. Продукция, упаковка, которые ввозятся или изготавливаются вами, находятся в Перечне.
  2. Вы покупаете упаковку, чтобы положить в неё отправленный на продажу товар. К примеру, собственник кондитерской закупает картонные коробки для пирожных и тортов, заказывая их у другого изготовителя.
  3. Вы поставляете продукт в упаковке, входящей в Перечень. К примеру, шоколадные плитки или конфеты в бумажной упаковке.

Второй шаг. Исполняются ли нормативы по утилизации полностью

Просмотрите, исполняете ли вы все указанные нормы по утилизации, утилизируете ли указанное число товара и упаковки. Если да, то необходимо перейти к третьему шагу, если не исполняете или исполняете не полностью, то к четвертому.

Норма по утилизации представляет собой процент от всего числа находящихся в обращении в России товаров и упаковки, которые указываются в единицах массы упаковки и товаров. На период с 2018 по 2020 года нормы по утилизации указаны в правительственном постановлении от декабря 2017 года под номером 2971-р в редакции правительственного распоряжения от июня 2018 года под номером 1203-р.

Пример расчета норматива утилизации

Если промышленная компания изготовило и продало на российским рынке в 2018 году 200 т люминесцентных ламп, потребуется произвести расчет, который позволяет понять, сколько оно должно утилизировать отходов и брака от такой продукции.

Люминесцентные лампы входят в список товаров, опубликованный в Распоряжении № 2971-р, согласно которому такое светотехническое оборудование относится к группе № 41. Согласно действующему нормативу, в 2019 году норматив утилизации для такой продукции равен 10%. Чтобы понять, какой объем ламп должен быть утилизирован в 2019 году, потребуется общее количество изготовленных ламп умножить на утвержденный коэффициент утилизации: 200х 0,1 = 20 тонн.

Федеральный закон №89 от 24.06. 1998 года разрешает юридическим лицам и ИП для выполнения норматива утилизации использовать один из предусмотренных законодательством способом утилизации, о которых будет рассказано ниже.

Способы утилизации, предусмотренные нормативами

Согласно действующим нормативам предприятия, имеющие дело с продукцией I–IV классов опасности, могут утилизировать ее несколькими способами: самостоятельно или при помощи компании, специализирующейся на утилизации таких отходов, или в рамках ассоциации предприятий.

Для самостоятельной утилизации люминесцентных ламп, которые относятся к отходам I–IV классов опасности необходимо иметь лицензию, разрешающую заниматься деятельностью по обращению с этими отходами. Утилизировать отходы V класса опасности можно без лицензии. К ним относятся керамика, бумага, зола и т.д.

При отсутствии лицензии предприятие может заключить договор с компанией, имеющей лицензию на утилизацию отходов этих классов опасности. После проведения утилизации таким способом предприятие должно приложить к отчетным документам договор компании, которая утилизировала опасные отходы, копию лицензии и акт о проведении утилизации.

Можно также вступить в ассоциацию или союза предпринимателей и импортеров опасной продукции. В течение года в рамках ассоциации выполняется утилизация опасных отходов. Если не удалось выполнить полностью нормативы утилизации, то уплатить экосбор должен производитель или импортер опасной продукции или упаковки.

Что делать, если выполнены нормативы утилизации?

При выполнении установленных законом нормативов компания должна предоставить документы, подтверждающие это:

  • декларацию;
  • отчет;
  • акт об утилизации и др. официальные бумаги.

При выполнении установленных нормативов размер экосбора равняется 0, поэтому расчетов экосбора делать не придется.

При перевыполнении нормы утилизации, предусмотренной за прошедший год, размер норматива на будущий отчетный период уменьшается с учетом разницы перевыполнения норматива в прошедшем календарном периоде.

Действия при невыполнении установленного норматива утилизации

При отсутствии фактической утилизации в течение года предприятие обязано предоставить в конце отчетного периода все виды отчетности, касающиеся уплаты экосбора:

  • декларацию;
  • отчет о фактическом выполнении нормативов утилизации;
  • расчет суммы для уплаты экосбора.

Также к концу отчетного периода нужно обязательно уплатить предусмотренный экосбор.

При выполнении утилизации в неполном объеме от предусмотренного норматива, потребуется собрать все необходимые для отчетности документы, официально подтверждающие, какой объем опасных товаров и опасной упаковки был утилизирован по факту, после чего оплатить разницу в размере неутилизированных товаров и упаковки.

Насколько экологический сбор увеличит расходы ритейлерских сетей

Недавно Минфин подготовил новый законопроект по экологическому сбору, который должен будет заменить систему сегодняшних платежей компаний, предусмотренных сборами за загрязнение окружающей среды.

Платить его придется всем участникам экономических отношений, работающих на территории РФ:

  • юридических лиц;
  • ИП;
  • физических лиц.

Согласно новому законопроекту для всех субъектов экономической деятельности будет введен Единый утилизационный сбор. Пока внесенный Минфином законопроект обсуждается в Госдуме и проходит экспертизу на наличие коррупционной составляющей.

Представители Министерства финансов указали на то, что при введении нового экосбора не предусматривается введение дополнительных и скрытых сборов.

Задача реформирования действующей системы платежей по экосбору состоит в ее систематизации и упрощении, в результате процедура станет понятной и прозрачной как для участников производственной и торговой деятельности, так и для контролирующих органов.

Ставка экосбора не поменяется, устанавливать ее также будет Росприроднадзор. Изменение коснется сбора налога. Теперь права его получения переходят в ведомство Налоговой службы. По новому законодательству увеличивается ответственность за неуплату экосбора. По мнению создателей нового законопроекта изменения должны будут увеличить поступления в госбюджет и снизить негативное воздействие от экономической деятельности на природу.

Эксперты и представители бизнеса негативно отреагировали на нововведения, опасаясь того, что новая схема расчета станет более сложной, так как в ней смешиваются разные цели и механизмы платежей. Кроме этого новый закон не предусматривает самостоятельную утилизацию, которая сегодня позволяет компаниям и предпринимателям не платить экосбор на законных основаниях.

Изменения в уплате экосбора за 2019 год

Согласно действующему законодательству об ответственности производителей и импортеров за произведенную или ввезенную продукцию в конце ее эксплуатационного сбора. В законе для этого введено специальное понятие – Расширенная ответственность производителя (РОП).

Выполнение этой ответственности считается завершенной на момент предоставления отчетных документов по утилизации, или на момент уплаты экосбора. Сделать это в форме подачи декларации требуется до 1 апреля нового календарного года.

В 2018 году были внесены изменения в РОП, согласно которым учет товаров и упаковки, подлежащих утилизации должен вестись на основе данных о продажах. Два года назад количество субъектов, на которых распространяется РОП, было расширено за счет государств-участниц ЕАЭС. Изменилась и форма отчетности, к которой теперь добавились сведения о заключении договоров на проведение утилизации, а также актов, подтверждающих ее проведение.

Ответственность исполнения РОП в отношении многоразовой упаковки теперь ложится на производителя и импортера такой продукции.

В 2018 году была также введена новая форма отчетности, в которой нужно учитывать расширенный Перечень №2970 и новые нормативы утилизации, принятые на период с 2018 по 2020 годы. В новом перечне появились два раздела по товарам и упаковке, разделенным на 54 группы.

Кто освобожден от уплаты экосбора и сдачи отчетности

Кто из производителей имеет право не платить экосбора и не предоставлять ряд отчетов.

  • это изготовители упаковки, поставляющие её для упаковки товарной продукции различных фирм. К примеру, предприятие продает пакеты из бумаги или  коробки пекарне.
  • это изготовители и импортеры упаковки, применяющие её для ряда своих нужд. К примеру, завод занимается импортом коробок, чтобы перевозить в них детали от одного цеха до другого.
  • это экспортеры товарной продукции и упаковки.
  • это организации и фирмы, занимающиеся уничтожением своих товаров и упаковки в объемах не меньших, чем предусмотренных за отчетный год, могут не осуществлять выплату экосбора, но обязаны сдавать необходимую отчетность.

Некоторые случаи для определения ответственного лица за оплату сбора

  • Изготовители упаковки

Изготовители должны обязательно вносить платежи по экосбору, если они реализуют её самому покупателю. К примеру, изготовитель бумажных пакетов поставляет пакеты для осуществления реализации в магазинах (правительственное постановление от октября 2015 года под номером 1073 в ред. от августа 2018 года).

  • Упаковка, находящаяся в многообороте

За этот вид упаковочной продукции экосбор платит изготовитель. К примеру, завод по производству велосипедов упаковывает их в коробки из картона, после ставят на поддоны. В такой ситуации экосбор за упаковку будет платить завод, а за поддоны — изготовитель (правительственное постановление от октября 2015 года под номером 1073 в ред. от августа 2018 года).

  • Толлинг

При изготовлении товарной продукции по принципу толлинга, проводится осуществление продажи производственных услуг, материал для изготовления принадлежит клиенту, потому уничтожать товары или оплачивать сумму по экосбору будет он.

К примеру, фирма делает заказ типографии на печать ежедневников со специальным знаком и предлагает для этого бумагу. Продукция принадлежит фирме на собственных правах, так как она поставляет их и несет всю ответственность за экосбор.

  • Off-take

Если продукция изготавливаются по принципу off-take, когда реализуется товарная продукция, произведенная на заказ, материалы по производству являются собственностью изготовителя, потому повторно использовать продукцию или оплачивать сумму по экосбору будет он сам.

К примеру, издательство делает заказ на печать книг, используя для этого материалы типографии. Книги, которые будут печататься, по факту принадлежат типографии, но ответственность по экосбору будет нести и издательство.

Как правильно найти подрядчика для исполнения норматива

Главный недостаток, с которым может  столкнуться организация, занимающаяся производством и импортом — это возможность возникновения непризнания документации по утилизации Росприроднадзором.

  • Проводится оформление документации

Предприятие, занимающееся утилизацией, услуги которого вы используете, обязательно должно показывать путь продвижения отходов и получения товара. Росприроднадзор запрашивает как саму лицензию, так и форму 2-ТП, документации бухгалтерского направления.

Утилизатор должен иметь специальные накладные для приема и покупки нужного числа отходов от образовательного источника, производственные акты для применения материала и готовой продукции, официальные накладные, которые подтвердят факт продажи готового товара.

Кроме этого, необходима правильно заполненная документация, определяемые законодательством по экологии (Форма 2-ТП, форма по учету отходов, акты по утилизации).

  • Соответствие числа остатков (отходов) и величины экологического сбора

Проверку, направленную на отношение числа утилизированных отходов и источников их возникновения, может проводить Росприроднадзор или МВД. Сбор таких отходов в большинстве случаев считается «уязвимым местом» актов по утилизации.

  • Верная технология проведения утилизации

Утилизация отходов представляет собой получение вторичного товарного продукта. Далеко не каждая технология подходит под такое описание.

Непризнание актов по утилизации может привести к обязанности по оплате экологического сбора в полной мере.

Организация не имеет возможности изменить выбор поставщика, так как прошлые отчеты уже были сданы. Именно поэтому, пытаясь сэкономить, организация попадает под риск совершения оплаты экосбора повторно. Первый раз — это оплата нечестному утилизатору, второй раз — это оплата самому государству.



Остались вопросы?

Заполните форму и мы с вами свяжемся

×

Обратный звонок

Заполните форму и мы свяжемся с Вами в ближайшее время